Деревня ЖЕЛЕЗОВО - центральная усадьба

Есть предположение среди старожилов нашего края , что деревня Железово возникла 200 лет тому назад, в связи с тем, что здесь жил купец Железов. А еще есть поверье, что название деревни связано с тем, что проживали здесь люди с железным, твердым характером.
До революции 1917 года в деревне было около 30 домов, в каждом доме жило по 12-14 человек. Занимались в основном земледелием, скотоводством. Земли были не плодородные. Очень много уделяли внимания выращиванию льна. После уборки лен обрабатывали и шили из него одежду. Скот держали в каждом хозяйстве. Лето было для каждого крестьянина «горячей страдой»: нужно было запасти корма скотине, вырастить урожай картофеля, зерновых, овощей на огороде. Также летом занимались сбором ягод и грибов в лесу. Зимой мужчины «садились за ложки», т.е. изготавливали ложки из древесины . А еще деревенские умельцы занимались резьбой по дереву. У многих жителей были и есть красивые наличники на окнах домов. В деревне Железово была своя начальная школа. В те далекие от нас времена ребятишки ходили учиться в школу с деревянными ящиками. Во время становления колхозов, крестьяне вступали в колхоз постепенно.


Деревня ЛИСИНО

До революции деревня состояла из 30-35 домов. Однажды хозяйка одного дома неосторожно вынесла во двор горячие угли. В связи с этим случился пожар, да такой, что сгорела большая часть деревни. В основном жители занимались земледелием, скотоводством. Безлошадных в деревне было несколько хозяйств. Землю делили по едокам. Семьи были большими, сыновья, женившись, не отделялись от своих родителей. Были и зажиточные крестьяне - это Шальновы и Комоловы. Основным промыслом в деревне было столярное дело. Изготовляли в основном кисты - рамы для икон и счеты. В зимнее время долгими, темными вечерами мужчины занимались столярным делом, а женщины вышивали и вязали кружева к постельному белью. В деревне была своя лавка, которая принадлежала Назарычу. В лавке можно было купить все необходимые товары. Установление Советской власти и коллективизации в д. Лисино приняли спокойно. Единственным человеком, которого раскулачили был Назарыч.


Деревня СПИРИНО

Время возникновения деревни никто не помнит из местных жителей. Деревня была на 50 домов. Крестьяне жили единоличным хозяйством. Каждое хозяйство имело свой земельный надел. Нарезали землю по количеству едоков. Занимались земледелием, скотоводством. Женщины строчили, сдавали работу купцу Молеву, который жил в деревне Бубново. Некоторые старожили описывают хозяйку Молеву : «.. ее платье было полностью расшито мелким бисером и выглядело неимоверно тяжелым…». Во времена коллективизации была столярная артель.


Деревня СЕМЁНОВО

Колхоз образовался в 1929 году и назывался «21 января». Первым председателем был Родионов Яков Капитонович. Сельский совет был расположен в деревне Вашеево, а контора находилась в деревне Семеново. Когда сельский совет сгорел, его переместили в деревню Семеново. В Семенове функционировала: пилорама на которой всю свою жизнь проработал Сидягин Борис Степанович; запруда, где молотили и мяли лен; сушилка; сушильный овин; токарня; ферма; коровник на 60 коров; телятник; конный двор; птичник; свинарник и мельница. В 1930 году насчитывалось около 15 домов, жильцов в среднем 50 человек. Занимались они в основном столярным ремеслом: делали комоды и мебель. Ремеслениками были братья Сидягины: Степан Григорьевич и Яков Григорьевич . Продукцию отправляли на Нижегородский базар (ярмарку).
Ферма существовала до 2000 года, затем ее перевели в деревню Колобово. На 2001г. в деревне насчитывалось 6 домов: 3-дачники, 3-жилые, где проживало 4 человека пенсионного возраста. Один раз в неделю ездила автолавка, где покупали необходимые товары, а за недостающими товарами ездили в город Чкаловск, куда по-прежнему ходил автобус 3 раза в неделю. На 2012 год жителей постоянного проживания нет,  проживает лишь семья Косарева Юрия Васильевича в период летнего времени.


Деревня ВАШЕЕВО

Время возникновения деревни точно неизвестно (200-250 лет), а название деревни, по словам старожилов, связано с помещиком Вашеевым, который жил в этой деревне. Также есть предположение, что изначально деревня называлась Вашево. Сама деревенька расположена на берегу реки Троца, в нескольких километрах от ее истока. Речка в этих местах неширокая, но места красивые-много здесь родников. Родники даже зимой не замерзают, из них берут воду. Все это привлекло первых поселенцев. Помещик Вашеев имел в своем хозяйстве много земли, мельницу, большой дом. Остальные крестьяне жили небогато. Землю обрабатывали с помощью лошадей и быков. У купца Лунина был свой сад (некоторые деревья сохранились по сей день), имел свои пароходы, был очень богат. В коллективизацию его раскулачили, а то местечко где он жил так и называется Лунино. Там растет много ягод, грибов и дубов (местные жители ходят туда за орехами). В конце 20-х годов был открыт кирпичный завод, поэтому Троицкая церковь очень добротная, стоит по сей день (построена из местного кирпича). В 50-е годы церковь перестраивали под сельский клуб. С 1950-1990гг.-работала в нем Козлова Вера Яковлевна, по словам местных жителей была ссыльной. Во время коллективизации первым председателем стал Родионов Яков Капитонович, а его сестры: Александра Капитоновна, Антонина Капитоновна и Зинаида Капитоновна работали  доярками на Семеновской ферме, где дойка производилась только вручную. Имели сестры много наград за доблестный труд, побывали со своими буренками в Москве на ВДНХ. Также в деревне находился магазин Чкаловского РАЙПО. Начальная школа существовала до 1980-го года. Учителем была Шальнова Александра Михайловна, которая проработала в школе сорок лет. В свое время в ней обучалось до 60 учащихся из семи близ лежащих деревень. На 2001 год в деревне проживало 14 человек из 5 жилых и 2 дачных домов . До деревни ездил рейсовый автобус Чкаловского АТП.


Деревня ШМЕЛИ

Деревня расположена в лесу, где протекает  речушка Мережка. Вначале деревня состояла из 11 домов. Крестьяне занимались земледелием, растениеводством и скотоводством. Земли были скудные, зерновые неурожайные. Хлеба в семьях не хватало, его закупали на базарах или меняли на молоко, яйца или шерсть. Скота держали мало, так как кормить было нечем. Зимой мужчины делали ложки, а женщины строчили.
Был в деревне свой престольный праздник-Иванов день (праздновался два дня). Съезжались гости из дальних деревень. Гулянье проходило в деревне Железово: качались на качелях, катались на лошадях, жгли костры. Молодежь собиралась на вечеринки. Деревня славилась невестами. Когда невесту выдавали замуж, то на стол ставили украшенный репей. А на следующий день с ним плясали свахи и веселили гостей. Коллективизация прошла спокойно, раскулаченных не было. Колхоз был небогатым, денег получали мало, большинство жили своим хозяйством. Самой большой зарплатой считалось 12 рублей. Одежду перешивали с одного на другого, ребятишки бегали до самого снега босиком, в школу бегали с деревянными ящиками и узелками. За хлебом ходили пешком в город Горький или Балахну.
Платили деревенские крестьяне большие налоги. В деревне были даже нищие, которые ходили собирать в деревню Бральгино. В войну и после нее посылали женщин на заготовку дров в город Горький на Автозавод. После войны деревня стала понемногу крепнуть, оживать. В 1959 году началось объединение колхозов, а деревня стала распадаться и вымирать. Дома перевозили на центральную усадьбу колхоза «Родина» в деревню Железово. В 2001 году насчитывалось 6 жилых домов.


Деревня ПОДОЖГИНО

Деревня образовалась примерно в 17 веке, неподалеку от леса выстроили деревню на 25 домов. Дома строили быстро, помогали друг другу, все мужчины были хорошими плотниками. Это была крестьянская деревня и в основном занимались земледелием. Выращивали лен, овес, рожь, пшеницу, картофель. Землю делили подушно на каждого члена семьи (земля давалась только тем, кто жил в этой деревне). Даже тем парням, . кто приходил в семью в зятья из другой деревни, земля наделялась не всегда.Распределением земли был назначен на сходе Малашин ( в народе величали по бабушке Варин).
Землю обрабатывали лошадьми, почти в каждом хозяйстве была лошадь. Но в основном работа состояла из ручного труда - сеяли и убирали урожай вручную. Жили небогато, но в каждой семье держали корову, овец или лошадь.
Летом занимались земледелием и растениеводством. Зимой мужчины делали ложки, а женщины ткали и соответственно одевались во все домотканое. Ложки сдавали в деревню Железово Чванову.
Многие мужчины ездили в зимнее время в г. Н. Новгород или в Каменную, строили дома для богатых. Соблюдались православные праздники и посты. В церковь ходили в село Новинки, т.к. деревня Подожгино относилась к Новинскому приходу.
Вечером молодежь собиралась на посиделки, для этого предварительно снимался чей-то дом и с хозяевами расплачивались деньгами за вечорку.

В деревне считались зажиточными хозяевами : Малашин Георгий и Булганин Иван. Иван занимался скупкой скота в округе и продажей мяса. Установление Советской власти и коллективизации прошли в Подожгино мирным путем. В 1929 году образовался колхоз «Правда», куда крестьяне шли неохотно. Семья Булгариных была раскулачена и выслана из деревни в Сибирь. В деревне находился конный двор в бывшем доме урядника Волкова, также функционировала своя школа.
Началась война 1941 года и мужчины ушли на фронт. Дома остались старики, женщины и дети. Работали все добросовестно, но в войну жили голодно и тяжело ведь мужская работа выполнялась неимоверными стараниями женщин , детей и стариков.


Деревня ЩЕТИНИНО

Возникла деревня в 17 веке, а название предполагают связано с ее основателями, людьми задиристыми, непокладистыми, щетинистыми. Раньше считались две деревни: Щетинино и Грибаны (старые жильцы так и зовут деревню по-раздельному), но в 70-е годы соединили в одну деревню и стали называть Щетинино. В деревне было 12 домов и все они были добротные, крепкие. В них жили работящие, не ленивые крестьяне.

Коренные жители деревни-братья Мухины: Спиридон и Федор, которые занимались кузнечным делом ( у Федора была своя кузница). Другая семья Мухиных, где было 4 брата, имели свою колесную мастерскую (колесню), где делали колеса для телег. В основном все крестьяне занимались земледелием и скотоводством. Когда началась коллективизация, щетининские мужики долго колебались идти или нет в колхоз. В 1933 году в колхоз вступили первые хозяйства, а затем и все остальные. Мухин Федор стал колхозным кузнецом, в колхоз перешла и колесная мастерская. В колхозе построили свой молокозавод, конный завод, льномяльный овин, ферму, которую потом переоборудовали в птичник. В деревне в основном жили староверы, поэтому была в Щетинино своя молельня и староверское кладбище (находится по сей день). Во время войны всех мужчин призвали на фронт. Забрали всех лошадей, поэтому женщины, старики и дети в колхозе все делали вручную.